Наши дети не всегда умеют рассказывать о том, что происходит в их жизни вне дома. Но для того, чтобы получить представление о переживаниях и трудностях ребенка, нам необходимо учиться правильно выстраивать с ним беседу:
- относитесь к рассказам ребенка с серьезностью
- встройте разговор на интересующую вас тему в свои обычные беседы, не ведите его "нарочно"
- имейте привычку делиться с ребенком событиями своей жизни, конечно в меру откровенно и доступно.

Вот несколько приемов:
"Рассмотрим групповые фотографии" - пусть ребенок "познакомит" вас с друзьями, расскажет о соседях по парте. Поговорите о взаимоотношениях, обсудите, кто с кем дружит, с кем интересно играть, к кому можно обратиться за помощью.
Акцент нужно делать на отношении вашего ребенка к тому или иному обстоятельству.

"Пять дней"- приехали к ребенку на выходные? Расспросите, что было главным за неделю, что порадовало, а что расстроило? Доволен ли тем, что удалось? Какие новые знания и навыки появились? Какие роли пришлось выполнять ("ученик", "участник игры", "дежурный", "бабушкин помощник" и тд)? Какие планы на будущую неделю? Будет она интересной, скучной, трудной и тд?
"➕ и ➖ дня" - попросите нарисовать прошедший день либо оценить его с помощью двух видов предметов (например, бусинки и пуговицы или красная фасоль и белая) - что хорошего было, а что неприятного. Такая игра поможет вам определить общее настроение вашего малыша.

- Налаживайте общение. В регулярных доверительных беседах удовлетворяется потребность ребенка в близости и контакте с взрослыми, в чувстве защищенности в семье.
- Если мы говорим о маленьких детях, то очень важно обращать внимание на развитие не только диалога, но и монологической речи. Как правило, внутренний монолог начинает формироваться к 2 годам. Пока ребенок не умеет говорить" про себя", взрослым надоедает постоянный лепет или, если речь сформирована, постоянное обсуждение всех событий дня, и они начинают одергивать, просить замолчать и тд. В результате ребенок действительно замолкает. Этого делать ни в коем случае нельзя!


Контакт с ребенком, его навык говорить с вами и ваше умение слышать его, приобретенные в детстве, сослужат вам службу, когда малыш превратится в подростка. Поделитесь, на какие темы вы беседуете со своими детьми? Заведено ли в вашей семье много общаться друг с другом?