Что такое логоритмика?

Актуальность программы.

Музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Ритмические  движения  способствуют  активации  различных  анализаторных  систем, становлению  интегративной  деятельности  человека. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа, отработке ритмической структуры слова, обогащению словаря.

Логопедическая ритмика – это одна из форм активной терапии, которая преодолевает и предупреждает речевые нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

Педагогическая целесообразность.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Логопедическая ритмика способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально-речевые способности, расширяет певческий диапазон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном,   двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. Сюжетно – тематическая организация работы   позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое   построение     занятий   позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего   занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.                  

В образовательной деятельности соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Цель программы.

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова, движения и мелодии.

Задачи программы:

  • Оздоровительные:
  • Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.
  • Обучающие:
  • Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений.
  • Воспитательные:
  • Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д.
  • Коррекционные:
  • Коррекция речевых и двигательных нарушений в соответствии с возрастными, личностными особенностями, характером и степенью нарушения речевых и неречевых процессов.

Автор: Дорожкина Татьяна